Мир детства

Велоспорт. Спортивные дисциплины шоссе и кросс кантри

Шоссе

Сосредоточие самых высоких технологий и самых накачанных ног..


Гонка на велосипедах по асфальтовым дорогам общего пользования.


Пару слов о технике. Шоссейный велосипед-сгусток технологий. Все самое легкое можно увидеть там. Облегчение веса с сохранением аэродинамики и прочности – цель шоссейного велосипедостроения. Вес рам уже давно ниже 1 кг.
Стоимость велосипедов профессионального уровня более 10000-12000 долларов.



PINARELLO DOGMA – классика жанра.



Максимальное число компонентов велосипеда сделано из карбона. Карбоновые рамы, карбоновые вилки, карбоновые переключатели, карбоновые системы, карбоновые рули, карбоновые седла, карбоновые ободья….везде максимальное облегчение.
Все на погоню за драгоценными секундами.



Овальные звезды можно встретить только в шоссе. )


Теперь о дисциплинах , то есть о видах шоссейных гонок. По большому счету их всего 3- индивидуальная гонка , командная и критериум.


Индивидуальная - тут все просто. Гонка с раздельным стартом. Самые лучшие стартую в конце. Старт раздельный, через 180 секунд. Цель невероятно проста и незатейлива- показать лучше время.



Групповая гонка - это велосипедные шахматы. Старт общий. Основная задача каждой команды грамотно вытащить своего лидера вперед и дать ему уйти от основного пелотона. Если же соперники ушли вперед, то команда догоняет лидера и намерено притормаживает пелотон ,давая возможность своему лидеру сократить отставание. Вообщем главное - командная тактика и стратегия.



Критериум (или гонка по очкам) – гонка с большим кол-вом промежуточных финишей. Смысл- показать на каждом промежутке максимально хороший результат и заработать тем самым максимум очков. Считается самой зрелищной гонкой, так как проходит, как правило, по кругу на территории города- зрители, трещотки, улюлюканье…



Трековые гонки

Гонки на велосипедах по велотреку с деревянным покрытием и длиной окружности 250 м. На прямой части угол наклона составляет 12,4°, на кривой — 42°.



Велосипеды используются похожие на шоссейные, но с некоторыми существенными отличиями.


Если шоссейник нереально легкий, то трековый велосипед еще легче. Ради облегчения велосипеда здесь отказались от переключателей, тормозов, полноценных втулок…здесь это совсем не надо. Тормозов нет, холостого хода втулки нет. Вращаешь вперед педали- велосипед едет вперед, вращаешь назад- едет назад. Во время движения остановить вращение невозможно, потому торможение трекового велосипеда- это несколько кругов по треку с постепенным замедлением. Иначе никак.



На трековых великах практически не использую контактные педали, а используют тупликсы. Странно??? Совсем нет. Ремешки полностью исключают выстегивание из педалей, тогда как из контактов можно выстегнуться довольно легко. А при прямой передаче, в случае если нога случайно выстегнулась, поймать педаль практически нереально, потому рулят ремешки тщательно затянутые тренером.


Трековые велосипеды сконструированы таким образом, чтобы иметь помимо легкого веса еще и отменную аэродинамику, и прижимную силу. Потому трековый велосипед имеет минимальное количество составных частей. Все делается максимально монолитно.



Для увеличения инерции и улучшения аэродинамики зачастую не используют спицы- колесо наглухо закрыто карбоном.



На велосипеде соответственно всего одна передача. Комфортно себя начинаешь чувствовать с такой передачей только после 40 км/ч.


Велосипеда высокого уровня для трека, как правило, изготавливаются только на заказ.


Видов гонок очень много. Не вдаваясь особо в подробности, можно выделить гонку на время, спринт, индивидуальную гонку преследования, командную гонку преследования, гонку на очки, мэдисон, кейрин, олимпийский спринт.


Циклокросс (Cyclocross).Гонки по смешанным трассам- шоссе+пересеченка.



Едешь на велосипеде часть трассы, потом обязательно на каком-либо участке трассы велосипед едет на тебе. Без этого никак.



Используются шоссейники с менее растянутой геометрий и чуть более низкими рамами, покрышечки пошире...На некоторых байках даже ставится короткоходная вилка(40-60 мм) и дисковые тормоза.



Циклокросс (или велокросс), это то с чего начинался классический МТВ в далеких 1970-х.


Сross-country (XC)


Спорт чистой воды, проверка силы и выносливости: гонки по пересечённой местности на горном велосипеде. Трасса- заранее намеченный круг, в котором есть и спуски и подъёмы и ровные участки. Гонка кросс-кантри продолжается не меньше 40 минут, участники стартуют одновременно на одной трассе, пришедший к финишу первым считается победителем, тот, кого лидер обошёл на круг дисквалифицируют (снимают с трассы, ибо он только создаёт помехи другим гонщикам). Есть ещё сходные с xc дисциплины, такие, как up-hill - не сложно догадаться из названия, скоростной подъём и марафон - езда на длинные дистанции, больше 75 км. Также существует такой стиль, как back-country или enduro - так сказать, агрессивное xc- езда по пересечённой местности с использований кочек и других неровностей, как вылетов и т.п.


Велосипед- главное качество xc велосипеда- лёгкость, всё делается для лёгкости, часто в ущерб прочности, но игра стоит свеч. Для back-country существуют специальные короткоходные подвесы и софт-тейлы


Байк для XC:



Байк для Enduro:



Заключение

Вот вы и ознакомились со спортивными дисциплинами (шоссе: mtb xc). Так же советуем ознакомится с экстремальными спортивными дисциплинами (4x, ds, bmx-race, dh) и со стилями экстремального катания на mtb и bmx (mtb: dj, fr, tr, str, uf, bmx: flat, dirt, vert, str).


Конечно, нет райдеров, которые катают только что-то одно, например любой, кто имеет дело с полётом (гонщик 4х, даунхильщик, фрирайдер и т.д.) обязательно имеет в арсенале хотя бы пару несложных дёртовых трюков, любой триалист- в чём-то стритер, основы стрита, а иногда даже uf мы все невольно используем каждый день для быстрого перепередвижения по городу и так далее… Следует помнить, что окончательно определиться со стилем катания можно, только откатав минимум сезон, хотя есть примеры того, что люди координально меняют стиль катания (например, mtb меняют на bmx и наоборот, dirt на trial, mtb-street на 4x и т.п.) и после большего промежутка времени, а уж уход из всех стилей в enduro, back country и простую прогулочную езду- это вообще очень частое явление. При выборе велосипеда, обратите внимание на то, что хардтейлы средней ценовой категории, позиционируемые, как 4хdj, обычно являются на самом деле универсальными, и, если вы выбрали экстремальное катание, но ещё не знаете, какое, то такой велосипед прекрасно подходит для определения со стилем.


Пожалуй, добавить тут больше нечего…Удачи!



Copyright © Мир детства 2007-2010. Все права защищены.